Фонетика как раздел русского языка — предмет и методы изучения

Помогла информация?
( Пока оценок нет )

Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.

Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:

  • Артикуляционная. Изучает то, как звук создается: какие органы артикуляционного аппарата задействованы в создании того или иного звука.
  • Акустическая. Рассматривает характеристики звука или сочетания звуков: долгота, вибрация, амплитуда и т.д.
  • Фонологическая. То, что преимущественно изучается в первом классе в разделе фонетики – фонемы и функционал звука в языке и речи.
  • Перцептивная. Рассматривает восприятие звукового строя слушателем, соотносит произнесенные звуки и услышанные, устанавливает между ними разницу, фиксирует различия.

Фонетика как раздел русского языка - предмет и методы изучения

  • Единицы и средства, используемые в фонетике
  • Классификация звуков
    • Гласные звуки по уровню подъема языка
    • Согласные звуки
    • Твердые и мягкие согласные
  • Позиция звука в фонетике
    • По глухости/звонкости:
    • Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
  • Единицы и средства, используемые в фонетике

    Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:

    • Слог – самая маленькая единица звуковой цепи.
    • Звук – наименьшая единица в фонетике.
    • Ударение – выделение с помощью интенсивности, интонации речи определенного звука в слове, единой фонетической организации.
    • Тон – эмоциональный фон речи, который создается с помощью ритмической организации звука.
    • Темп – скорость речевого потока, которая создается с помощью произнесения определенного количества звуков за фрагмент времени.

    Классификация звуков

    В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.

    Фонетика как раздел русского языка - предмет и методы изучения

    Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.

    Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.

    Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это  «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками:  «у» и  «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.

    Гласные звуки по уровню подъема языка

    Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:

    • Верхний передний: и
    • Верхний средний: ы
    • Средний передний: э
    • Верхний задний: у
    • Средний задний: о
    • Нижний средний: а.

    Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.

    Согласные звуки

    Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).

    Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.

    Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка:  «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».

    Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.

    Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.

    Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.

    Твердые и мягкие согласные

    Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:

    • Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: [б’]елый, [м]елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как [э]: менеджер, мерчендайзер.
    • Если согласный смягчается мягким знаком: пе[н’]ь.

    Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:

    • Всегда твердые: ж, ш, ц.
    • Всегда мягкие: ч, й, щ.

    По месту образования согласные бывают:

    • Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
    • Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
    • Зубные смычные: т, т’, д, д’
    • Зубные слитные: ц
    • Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
    • Небно-зубные слитные: ч
    • Зубные щелевые: с, с’, з, з’
    • Зубные смычно-проходные: н, н’
    • Небно-зубные щелевые:  ш, щ, ж
    • Небно-зубные дрожащие: р, р’
    • Среднеязычные щелевые: й
    • Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
    • Заднеязычные щелевые: х, х’

    Позиция звука в фонетике

    Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.

    В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:

    • Дом  [дом]. Звук в сильной позиции, отчетливо слышим [о].
    • Собака [сабака]. На месте буквы «о» мы слышим звук [а], так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
    • Колесо [калесо]. Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук [о], но без ударения он становится слабым звуком [а].
    • Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
    • Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: с[и]льн[А/О]е, крас[и]в[О/А].

    У согласных эти две позиции различаются следующим образом.

    По глухости/звонкости:

    • Любой звук перед гласным – всегда сильный. [б]аня, [м]о[л]о[к]о.
    • Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. [п]леск, [к]люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
    • Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – [т]ворец, [к]вота, [с]вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
    • Звук перед согласным – всегда слабый. [п]тица (звук [п] как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в [ф]), ра[с]гулялся, [c]тихотворение (звук [с] находится в промежуточном состоянии с [с’]).
    • Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне[к], подъез[т].
    • Всегда слабые перед [р]:

    Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).

    У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.

    Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:

    • В конце слова всегда сильная позиция, т.к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве[т], ко[н’].
    • Сильная позиция перед гласными. [б]аня, [с]ог[н]ул[c]я.
    • [Л], [Л’] – всегда сильные перед согласными. Ко[л]ба, по[л]ка.
    • Всегда слабая позиция перед [й]. Воро[н’йо].
    • [н] и [н‘] слабые перед «ч» и «щ». Бара[н’ч]ик, карма[н’ч]ик.

    Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.

    Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.

    Источник

    Помогла информация?
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Ответы класс!
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: